Skip to content

Какой щелочной аккумулятор можно восстановить, что делать с расплавившейся клеммой и как увеличить ёмкость

Статья затрагивает ряд теоретических и практических вопросов, связанных с эксплуатацией аккумуляторов различных типов.
01

Реанимация марганцево-цинкового элемента

Строго говоря щелочной аккумулятор нельзя отнести к разряду аккумуляторов – это элемент питания, батарейка. Элемент питания не предназначен для циклов перезарядки в отличии от аккумулятора. Элементы питания состоят из анода, катода и электролита. В щелочной батарее эти составляющие имеют следующую конфигурацию:

  • Катод – диоксид марганца;
  • Анод – цинк в виде порошка;
  • Электролит – щелочной раствор.

Щелочные элементы как правило используются в следующих приборах:

  • Фонари;
  • Электронные игрушки;
  • Переносные электронные устройства;
  • Фотовспышки;
  • Радиоуправляемые модели;
  • Электронные часы.

Основной “конкурент” щелочных элементов – солевые батареи. Поэтому логично привести различие между ними:

  • В щелочных батареях не расходуется электролит, в отличии от солевых;
  • Практически отсутствует продукты реакции, выделяемые в виде газа, что дает возможность герметизировать батарею;
  • Цинк в состоянии порошка дает большую площадь реакции, чем используемый в солевых элементах “стакан”.


Из приведенных различий можно вывести положительные и отрицательные качества щелочных аккумуляторов:

Положительные качества:

  1. В процессе эксплуатации исходное напряжение падает незначительно;
  2. Стабильная работа при высоких токах;
  3. Качественная работа в холодное время года;
  4. Долгое время хранения;
  5. Ёмкость в несколько раз больше, чем у солевых батарей.

Отрицательные качества:

  1. Невозможность восстановления простыми способами;
  2. Большой вес;
  3. Дороговизна;

Несмотря на то, что щелочные элементы нельзя восстановить путём деформации или с помощью переменного тока (как это делается в случае с марганцево-цинковыми батареями), есть специально спроектированные батареи, которые позволяют сделать небольшое количество циклов восстановления. Эти батареи называются RAM (Rechargeable Alkaline Manganese) — Перезаряжаемые Щелочно-Марганцевые Элементы.

Как сформировать новый шпунт

02
Опишем алгоритм восстановления расплавившейся клеммы свинцового аккумулятора. Для этого понадобятся следующие компоненты:

  1. Пассатижи;
  2. Нож;
  3. Пальчиковая батарейка;
  4. Фольга;
  5. Толстый медный провод;
  6. Свинец порубленный в маленькие кусочки.

Процедура восстановления:

  1. Ломаем пальчиковую батарейки и вытаскиваем из неё графитовый стержень;
  2. На клемму ставим штатный зажим, внутри него располагаем фольгу, чтобы получилась форма для расплавленного свинца;
  3. Прикручиваем к медному проводу графитовый стержень взятый из батарейки;
  4. Второй конец наматываем на целую клемму;
  5. Удерживая пассатижами графитовым стержнем начинаем плавить сгоревшую клемму постукивая её;
  6. Подкладывая куски свинца получаем расплавленный метал внутри зажима для клеммы;
  7. Перемешиваем графитовым стержнем металл и ждем остывания;
  8. Снимаем зажим с восстановленной клеммы, убираем фольгу, обрабатываем напильником.

Способы повышения мощности

Ёмкость аккумулятора со временем падает, это зависит от типа элемента и того, как он эксплуатировался.

Возьмем для примера автомобильный свинцовый аккумулятор и сделаем обзор трех способов восстановления ёмкости.

Многократная зарядка малым током

На аккумулятор прибором подается ток небольшой величины. Через 6-8 часов аккумулятор насыщается и перестает заряжаться. В этот момент ток отключают и ждут несколько часов. Потом цикл повторяется вновь. Всего делается 4-6 циклов.

Многократная зарядка высоким током

В аккумулятор доливается вода и подается напряжение через короткие промежутки времени. В одном эксперименте напряжение 14.8 вольта подавалось с периодом в 13 минут в течении суток. Во время процедуры аккумулятор кипит с выделением газа, поэтому рекомендуется много воды не лить.
03

Реанимация аммиачным раствором

Разряженный аккумулятор заряжают, затем сливают с него электролит и промывают водой. Заливают в него аммиачный раствор и держат в течении часа. В процессе восстановления аккумулятор начинает кипеть. После этой процедуры аккумулятор еще раз промывают, заливают электролит и заряжают. После этого он готов к использованию.

Специальная добавка к электролиту

Десульфатизирующая присадка добавляется в аккумулятор с целью повышения срока службы.  После добавления ёмкость восстанавливается, уменьшаются пусковые токи и внутреннее сопротивление. Саморазряд снижает свою интенсивность.

Правило для приготовления и внесения присадки зависят от производителя – читайте инструкцию на упаковке для точной информации.

Приведем пример применения одной из присадок:

  1. Подсоединить аккумулятор к зарядному прибору и подавать ток до начала кипения;
  2. Растворить присадку в 120 миллилитрах дистиллированной воды и разлить шприцем равномерно во все банки;
  3. Вновь запустить процесс зарядки до начала кипения.

04

Зарядные устройства

Приборы для восстановления ёмкости аккумуляторов можно как купить, так и собрать самому. Вот некоторые модели доступные для покупки:

  • АИДА-10s;
  • Калибр;
  • Кедр-авто-5;
  • Днепр – 5;
  • BlueWeld;
  • FUBAG FORCE;
  • RedHotDot FIRESTART.

Для самостоятельной сборки используйте поиск в Яндексе – множество сайтов предлагают электрические схемы для воплощения этого прибора с помощью паяльника и прямых рук.

Испарение электролита

Плотность аккумулятора падает из-за испарения воды. Соответственно восстановление плотности заключается в добавлении дистиллированной воды до прежнего уровня.

Яндекс.Метрика